ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

Для того, чтобы понять работу бухгалтерии, нам надо будет разобраться и понять такие  основные понятия бухгалтерского учета, на которых держится все осталь­ное.

Этих понятий всего лишь шесть: дебет, кредит, актив, пассив, счет бухгалтерско­го учета, проводка.

Устройство предприятия и роль бухгалтерии в нем.

Но прежде чем начинать разбираться с этими понятия­ми, давайте все-таки разберем устройство предприятия и роль бухгалтерии в нем.

Предприятие обязательно кому-то принадлежит. Другими словами, у любой фирмы есть хозяин.

Хозяином или собственником предприятия может быть другое предпри­ятие, общественная организация, человек, государство, и т.д.

На бухгалтерском языке человек называется физическим лицом, а предприятие или организация— юридическим лицом.

А уже в собственности у предприятия (также, как у вас) находится конкрет­ное имущество: деньги, столы и стулья, прилавки, компьюте­ры, станки, товары на складе, автомобили, здания и так далее. Все аналогично.

Получается, что этим конкретным имуществом также владеет собственник, но только не напрямую. Непосредствен­но распоряжается имуществом предприятия руководитель предприятия, которого назначает собственник.

Этот же руководитель отвечает перед собственником за сохранность имущества предприятия в целом. Правда бывает, что собственник является и директором. Особенно это часто возникает в малом бизнесе.

Кроме того, руководитель отвечает за эффективность ра­боты предприятия, соблюдение законодательства и мно­гое другое.

Предприятие состоит из структурных подразделений, в каждом из которых есть свой руководитель.

Бухгалтерия — это одно из структурных подразделений предприятия. Со­трудники бухгалтерии называются бухгалтерами, а руково­дитель бухгалтерии — главным бухгалтером.

Бухгалтерия предприятия занимает особо привилегиро­ванное положение среди других подразделений предприя­тия. Ведь бухгалтерия это контролирующий орган. Она поставлена  собственником и руко­водителем для осуществления контроля за сохранностью имущества предприятия.image002

Сторожат же имущество предприятия, или, точнее, отве­чают перед руководителем и собственником  за его сохран­ность по частям, совсем другие люди. За товары на складе отвечает кладовщик. На товары на прилавке — продавец. За мебель и компьютеры в отделе сбыта — начальник этого от­дела или его помощник по хозяйственным вопросам. За на­личные деньги предприятия кассир.

Кассир — это сотрудник бухгалтерии, который заведует кассой. В кассе и только в кассе хранятся на­личные деньги предприятия. Бывает, что в кассе работает несколько кассиров и она выделена в особое подразделение.

Сотрудники предприятия, которые отвечают за сохран­ность какого-либо конкретного имущества предприятия, на­зываются материально ответственными лицами. С ними предприятие заключает особые договоры о материальной от­ветственности .

Наличные деньги тоже являются имуществом предприя­тия, а кассир является материально ответственным лицом.

Материально ответственное лицо вовсе не обязано находиться рядом с вверенным ему имуществом круглые сутки. Но оно должно в каждый момент времени знать, где и в ка­ком количестве это имущество находится. Материально ответственное лицо должно первым поднять тревогу в слу­чае пропажи имущества или его порчи.

Бухгалтерия пред­приятия выполняет контроль за сохранностью,  своеобразно. Бухгалтеры, как мы уже знаем,  не ходят по предприятию  в целях получения информации. Все, что может понадобить­ся бухгалтерам на территории предприятии, им приносят другие сотрудники.

А приносят другие сотрудники документы. Вот и весь секрет! С помощью этих документов бухгалтерия в курсе всех событий, которые происходят с материальными ценностями на этом предприятии.

В первую очередь бухгалтерию предприятия интересуют те документы, которые подтверждают хозяйственные факты.

Что же такое хозяйственный факт?

Хозяйственный факт это свершившееся хозяйствен­ное событие, то есть событие хозяйственной жизни пред­приятия, существенное с точки зрения бухгалтерии как контролирующего органа за имуществом предприятия.

Во-первых, к существенным с точки зрения бухгалтерии событиям хозяйственной жизни относятся перемещения ве­щей и превращения одних вещей в другие.

Но перемещения вещей имеются в виду не любые, а только такие, при которых происходит изменение владельца, или изменение материальной ответственности за вещь. Это мо­жет быть выдача товара покупателю, получение товара от продавца, передача какого-либо имущества из одного струк­турного подразделения в другое.

Превращение одних вещей в другие — это то, что происхо­дит на производственном предприятии в цеху, когда из одних вещей, называемых сырьем, материалами и деталями, созда­ются совсем другие вещи, называемые готовой продукцией.

На бухгалтерском языке вещь может называться товарно-материальной ценностью.

Во-вторых, к существенным событиям хозяйственной жиз­ни относятся поступления и расходы денег. Это будут любые приходы денег и денежные выплаты в кассе предприятия или на расчетном счете предприятия в коммерческом банке.

Деньги к товарно-материальным ценностям не относят­ся. Но и деньги, и товарно-материальные ценности отно­сятся к имуществу предприятия.2015-11-27_202710

В-третьих, к существенным событиям хозяйственной жизни относятся такие события, в результате которых у пред­приятия появляется денежный долг кому-то, или, наоборот, появляется денежный долг предприятию со стороны кого- то. Причем происходит это без каких либо перемещений де­нег или материальных ценностей.

Такие события называются денежными расчетами.

На бухгалтерском языке денежный расчет может называться начислением.

К денежным расчетам относится расчет (начисление) за­работной платы. Этот расчет выполняется за несколько дней до выдачи заработной платы. Никакого имущества никто никому не передает, но предприятие становится должным своим сотрудникам.

К денежным расчетам относятся расчеты (начисления) налогов. В результате такого расчета предприятие становит­ся должным государству.

Денежными расчетами оформляются факты оказания услуг нашему предприятию или нашим предприятием.

Услуга — это такой вид деятельности, когда не создают­ся новые материальные ценности.

Услугой является, например, коммунальные услуги, поддерживающие жизнедеятельность предприятия: электричество, водоснаб­жение и пр.

Итак, получается, что хозяйственные события можно разбить на следующие категории:

  1. перемещения и превращения вещей (то есть то­варно-материальных ценностей);
  2. приходы и расходы денег;
  3. денежные расчеты.

Список можно было бы продолжить. Но я остановлюсь пока на этом. Более подробно категории вы сможете узнать на курсе “Основы бухгалтерского учета”. Подробнее узнать здесь

Этим трем категориям хозяйственных со­бытий соответствуют три категории документов:

материальные документы;

денежные документы;

расчетные документы.

Бухгалтеру важно не прослышать о том или ином собы­тии, а получить документ, который его подтверждает. Нет документа — значит, не было никакого события.

Те документы, которые приносят в бухгалтерию сотруд­ники других подразделений, относятся к категории мате­риальных документов.

Денежные документы, а также расчетные докумен­ты, как правило, печатаются в бухгалтерии предприятия.

Хотите пополнить знания в бухгалтерском учете? Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Стать бухгалтером за 10 дней» Подробнее здесь

Комментарии:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.