ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
Для того, чтобы понять работу бухгалтерии, нам надо будет разобраться и понять такие основные понятия бухгалтерского учета, на которых держится все остальное.
Этих понятий всего лишь шесть: дебет, кредит, актив, пассив, счет бухгалтерского учета, проводка.
Устройство предприятия и роль бухгалтерии в нем.
Но прежде чем начинать разбираться с этими понятиями, давайте все-таки разберем устройство предприятия и роль бухгалтерии в нем.
Предприятие обязательно кому-то принадлежит. Другими словами, у любой фирмы есть хозяин.
Хозяином или собственником предприятия может быть другое предприятие, общественная организация, человек, государство, и т.д.
На бухгалтерском языке человек называется физическим лицом, а предприятие или организация— юридическим лицом.
А уже в собственности у предприятия (также, как у вас) находится конкретное имущество: деньги, столы и стулья, прилавки, компьютеры, станки, товары на складе, автомобили, здания и так далее. Все аналогично.
Получается, что этим конкретным имуществом также владеет собственник, но только не напрямую. Непосредственно распоряжается имуществом предприятия руководитель предприятия, которого назначает собственник.
Этот же руководитель отвечает перед собственником за сохранность имущества предприятия в целом. Правда бывает, что собственник является и директором. Особенно это часто возникает в малом бизнесе.
Кроме того, руководитель отвечает за эффективность работы предприятия, соблюдение законодательства и многое другое.
Предприятие состоит из структурных подразделений, в каждом из которых есть свой руководитель.
Бухгалтерия — это одно из структурных подразделений предприятия. Сотрудники бухгалтерии называются бухгалтерами, а руководитель бухгалтерии — главным бухгалтером.
Бухгалтерия предприятия занимает особо привилегированное положение среди других подразделений предприятия. Ведь бухгалтерия это контролирующий орган. Она поставлена собственником и руководителем для осуществления контроля за сохранностью имущества предприятия.
Сторожат же имущество предприятия, или, точнее, отвечают перед руководителем и собственником за его сохранность по частям, совсем другие люди. За товары на складе отвечает кладовщик. На товары на прилавке — продавец. За мебель и компьютеры в отделе сбыта — начальник этого отдела или его помощник по хозяйственным вопросам. За наличные деньги предприятия кассир.
Кассир — это сотрудник бухгалтерии, который заведует кассой. В кассе и только в кассе хранятся наличные деньги предприятия. Бывает, что в кассе работает несколько кассиров и она выделена в особое подразделение.
Сотрудники предприятия, которые отвечают за сохранность какого-либо конкретного имущества предприятия, называются материально ответственными лицами. С ними предприятие заключает особые договоры о материальной ответственности .
Наличные деньги тоже являются имуществом предприятия, а кассир является материально ответственным лицом.
Материально ответственное лицо вовсе не обязано находиться рядом с вверенным ему имуществом круглые сутки. Но оно должно в каждый момент времени знать, где и в каком количестве это имущество находится. Материально ответственное лицо должно первым поднять тревогу в случае пропажи имущества или его порчи.
Бухгалтерия предприятия выполняет контроль за сохранностью, своеобразно. Бухгалтеры, как мы уже знаем, не ходят по предприятию в целях получения информации. Все, что может понадобиться бухгалтерам на территории предприятии, им приносят другие сотрудники.
А приносят другие сотрудники документы. Вот и весь секрет! С помощью этих документов бухгалтерия в курсе всех событий, которые происходят с материальными ценностями на этом предприятии.
В первую очередь бухгалтерию предприятия интересуют те документы, которые подтверждают хозяйственные факты.
Что же такое хозяйственный факт?
Хозяйственный факт это свершившееся хозяйственное событие, то есть событие хозяйственной жизни предприятия, существенное с точки зрения бухгалтерии как контролирующего органа за имуществом предприятия.
Во-первых, к существенным с точки зрения бухгалтерии событиям хозяйственной жизни относятся перемещения вещей и превращения одних вещей в другие.
Но перемещения вещей имеются в виду не любые, а только такие, при которых происходит изменение владельца, или изменение материальной ответственности за вещь. Это может быть выдача товара покупателю, получение товара от продавца, передача какого-либо имущества из одного структурного подразделения в другое.
Превращение одних вещей в другие — это то, что происходит на производственном предприятии в цеху, когда из одних вещей, называемых сырьем, материалами и деталями, создаются совсем другие вещи, называемые готовой продукцией.
На бухгалтерском языке вещь может называться товарно-материальной ценностью.
Во-вторых, к существенным событиям хозяйственной жизни относятся поступления и расходы денег. Это будут любые приходы денег и денежные выплаты в кассе предприятия или на расчетном счете предприятия в коммерческом банке.
Деньги к товарно-материальным ценностям не относятся. Но и деньги, и товарно-материальные ценности относятся к имуществу предприятия.
В-третьих, к существенным событиям хозяйственной жизни относятся такие события, в результате которых у предприятия появляется денежный долг кому-то, или, наоборот, появляется денежный долг предприятию со стороны кого- то. Причем происходит это без каких либо перемещений денег или материальных ценностей.
Такие события называются денежными расчетами.
На бухгалтерском языке денежный расчет может называться начислением.
К денежным расчетам относится расчет (начисление) заработной платы. Этот расчет выполняется за несколько дней до выдачи заработной платы. Никакого имущества никто никому не передает, но предприятие становится должным своим сотрудникам.
К денежным расчетам относятся расчеты (начисления) налогов. В результате такого расчета предприятие становится должным государству.
Денежными расчетами оформляются факты оказания услуг нашему предприятию или нашим предприятием.
Услуга — это такой вид деятельности, когда не создаются новые материальные ценности.
Услугой является, например, коммунальные услуги, поддерживающие жизнедеятельность предприятия: электричество, водоснабжение и пр.
Итак, получается, что хозяйственные события можно разбить на следующие категории:
- перемещения и превращения вещей (то есть товарно-материальных ценностей);
- приходы и расходы денег;
- денежные расчеты.
Список можно было бы продолжить. Но я остановлюсь пока на этом. Более подробно категории вы сможете узнать на курсе «Основы бухгалтерского учета». Подробнее узнать здесь
Этим трем категориям хозяйственных событий соответствуют три категории документов:
материальные документы;
денежные документы;
расчетные документы.
Бухгалтеру важно не прослышать о том или ином событии, а получить документ, который его подтверждает. Нет документа — значит, не было никакого события.
Те документы, которые приносят в бухгалтерию сотрудники других подразделений, относятся к категории материальных документов.
Денежные документы, а также расчетные документы, как правило, печатаются в бухгалтерии предприятия.
Хотите пополнить знания в бухгалтерском учете? Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Стать бухгалтером за 10 дней» Подробнее здесь