Нормы расхода ГСМ — продолжение

Продолжаю публиковать статью «Нормы расхода ГСМ» начало смотрите здесь

Определяем нормативное количество бензина, стоимость которого включается в расходы по итогам месяца

Формула для расчета выглядит так:

Нормативное количество топлива, стоимость которого по итогам месяца подлежит списанию в расходы, для легкового автомобиля либо для грузовика без учета надбавки за перевозку груза, л=Увеличенный базовый норматив расхода топлива, л/км (формула (1))ХПробег автомобиля за месяц, км

Для владельцев легковушек на этом подсчеты заканчиваются. Грузоперевозчикам же дополнительно предстоит определить, сколько литров «набросить» к результату формулы (2) за каждую перевезенную тонну.

Рекомендации Минтранса предусматривают, что все грузовые автомобили дополнительно тратят на тонну груза, перемещенную на 100 км:

  •  до 2 л бензина, или 0,02 л на 1 тонно-километр (т-км);
  •  до 1,3 л солярки, или 0,013 л на 1 т-км.

Базовый норматив надбавки за грузоперевозку может быть увеличен на все те же коэффициенты, что и базовый норматив расхода топлива (формула (1)). Например, если грузоперевозки предполагают частые остановки, указанное число увеличивается на 10%.

Увеличенная норма надбавки за перевозку 1 т груза на 1 км, л/т-км=Базовый норматив надбавки за грузоперевозку, л/т-км+Базовый норматив надбавки за грузоперевозку, л/т-кмХКоэффи
циент 1
+Коэффи
циент 2
+...+Коэффи
циент n
(3)

Тонно-километры подсчитываются умножением массы груза на пробег за рейс. Например, 6 т, перевезенные на 200 км, — это 1200 т-км (6 т х 200 км). Подчеркиваем, количество тонно-километров подсчитывается за конкретную поездку. Иначе все пойдет наперекосяк.

Когда общее количество тонно-километров за месяц известно, остается только умножить его на увеличенную норму (формула (3)) и вычислить наконец «грузовую» надбавку в литрах к нормативному количеству топлива, определенному по формуле (2)

Надбавка за грузоперевозки к количеству топлива, стоимость которого подлежит списанию в расходы по итогам месяца, л=Увеличенная норма надбавки за перевозку 1 т груза на 1 км (формула (3)), л/т-кмХКоличество тонно-километров за рейс 1+Количество тонно-километров за рейс 2+ ....Количество тонно-километров за рейс n
(4)

Сложив результаты формул (2) и (4), вы получите нормативное количество горючего, стоимость которого подлежит списанию в расходы по итогам месяца, для грузовика.

Независимо от типа вашего автомобиля, все подсчеты зафиксируйте в бухгалтерской справке.

Пример. Определение нормативного количества топлива для грузового автомобиля с учетом надбавки за грузоперевозки

/условие/Продолжим предыдущий пример. Дополним его данными о пробеге «Газели» за месяц. Он составил 1500 км. Масса груза и пробег с ним составили:

• 1 т на 150 км, или 150 т-км (1 т х 150 км);2014-05-10_215330

• 0,7 т на 100 км, или 70 т-км (0,7 т х 100 км);

• 1,5 т на 120 км, или 180 т-км (1,5 т х 120 км);

• 1,3 т на 90 км, или 117 т-км (1,3 т х 90 км);

• 0,8 т на 200 км, или 160 т-км (0,8 т х 200 км);

• 1,1 т на 180 км, или 198 т-км (1,1 тх 180 км).

/решение/Увеличенный базовый норматив расхода — 0,169 л, с учетом этого нормативное количество топлива (без надбавки за грузоперевозки), стоимость которого подлежит списанию в расходы по итогам месяца, — 253,5 л (0,169 л/км х 1500 км).

Надбавка за перевозку грузов, с учетом коэффициентов за езду по городу (15%)

с частыми остановками (10%), возраста автомобиля и его пробега (5%), составит

0,026 л/т-км (0,02 л/т-км + 0,02 л/т-км х (15% + 10% + 5%)).

Общее количество тонно-километров за месяц — 875 (150 т-км + 70 т-км +

+ 180 т-км + 117 т-км + 160 т-км + 198 т-км).

Надбавка за грузоперевозки — 22,75 л (0,026 л/т-км х 875 т-км).

Общее нормативное количество бензина, стоимость которого подлежит списанию

в расходы по итогам месяца, — 276,25 л (253,5 л + 22,75 л).

Определяем нормативное количество масел и смазок, стоимость которых подлежит списанию в расходы по итогам месяца

Сразу скажем: если вы сами масло в автомобили никогда не заливаете и детали не смазываете, поскольку это делает автосервис во время планового ТО, то вам нормативы ни к чему. Вы просто включаете в расходы стоимость ТО и ни о чем больше не думаете.

Если же долив масла и дополнительная смазка автомобилям требуются в межсервисном интервале либо вы предпочитаете делать все сами, без автосервиса, нужно установить базовые нормы расхода. Ваша машина упоминается в Рекомендациях Минтранса и вам они по душе. Возьмите базовые нормы оттуда. Для автомобилей, отсутствующих в Рекомендациях, норму придется разрабатывать самостоятельно. То же самое, если базовые нормы Рекомендаций вас чем-то не устраивают.

Базовые нормы расходования масел и смазок следует установить в литрах на литр потраченного топлива. Согласно Рекомендациям они могут быть увеличены лишь на один коэффициент — 5% для автомобилей, которые прошли капремонт или старше 5 лет. Другие надбавки, в том числе за «грузовой» пробег, не предусмотрены.

Вычислили норматив? Хорошо, умножьте его на нормативное количество горючего, стоимость которого подлежит списанию в расходы по итогам месяца (результат формулы (2) для легкового автомобиля и результат формулы (4) для грузового), и нормативное количество масел и смазок готово. Только помните, что расчеты делаются не на коленке, а в бухгалтерской справке.

Пример. Определение нормативного количества моторного масла для грузового автомобиля

/условие/Продолжим предыдущие примеры. Организация предпочитает обслуживать «Газель» самостоятельно. Базовая норма расхода моторного масла для грузовика — 2,4 л масла /100 л бензина, или 0,024 л масла /1 л бензина.

/решение/Базовая норма расхода масла увеличивается на 5% вследствие возраста автомобиля (более 5 лет) и составит 0,025 л масла /1 л бензина (0,024 л масла /1 л бензина + 0,024 л масла /1 л бензина х 5%). Нормативное количество бензина за месяц — 276,25 л, следовательно, соответствующее ему нормативное количество масла — 6,9 л (276,25 л бензина х х 0,025 л масла /1 л бензина).

 [info]Заметим, что вам, как бухгалтеру, нужно стремиться к тому, чтобы всеми количественными подсчетами (километры, литры и т. п.) занимались сотрудники, ответственные за транспорт, а вы лишь переводили их данные в денежное выражение (об этом читайте на в следующей статье). То есть следует попробовать объяснить директору, что люди со специальными знаниями справятся с этим лучше вас, и убедить его через должностные инструкции обязать «транспортников» рассчитывать нормативное количество ГСМ.[/info]

А.И. Дыбов — эксперт по налогообложению

Хотите пополнить знания в бухгалтерском учете? Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Стать бухгалтером за 10 дней» Подробнее здесь

Ольга

Работающий главный бухгалтер с «нескромно» :-) большим стажем работы в бухгалтерии. Генеральный директор ООО "Бухпомощь.ру". Основатель "Школы успешного бухгалтера"

Оцените автора
Бухгалтерия для начинающих от А до Я