
Когда организация может принять решение о выплате дивидендов
Итак, годовые итоги подведены и большинство отчетов сдано. Если 2011 год закончен с прибылью, настало самое время решить, что с ней делать. Скорее всего, учредители изъявят желание получить дивиденды. А от вас, как бухгалтера, потребуется правильный расчет и выплата дивидендов. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию, которая поможет вам с этой задачей справиться.
Как рассчитать сумму налога, которую следует удержать с дивидендов
Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. Обычно чистую прибыль определяют по данным бухгалтерской отчетности. А как быть «упрощенцам»? Ведь до 2013 года они освобождены от полного бухучета и многие из них ведут его сейчас только по основным средствам и нематериальным активам. Предлагаю три варианта, как поступить в данном случае. Какой из них выбрать, решать вам.
Восстановите бухгалтерский учет за те периоды, за которые планируете выплатить дивиденды
Составьте инвентарный баланс и на его основе определите чистую прибыль.
Этот вариант подойдет тем, кто работает на «упрощенке» давно и уже долгое время бухучета не ведет. Сведения инвентарного баланса нельзя однозначно считать достоверными данными, которые получатся при полном бухучете. Однако и утверждать, что они «ошибочны», налоговики не смогут.
Информацию по основным средствам и нематериальным активам для такого баланса можно взять из регистров учета. Напомним, что бухучет этих объектов обязателен для всех «упрощенцев».

Остаток денег в кассе и на расчетном счете укажите в балансе на основании первичных документов. Уставный капитал, а также добавочный и резервный капиталы прописаны в учредительных документах. Занесите размеры капиталов в соответствующие статьи баланса. Остальные статьи баланса заполните на основании сведений, полученных при инвентаризации. Рассчитайте разницу между активом и пассивом заполненного баланса. Результат получился положительным? Это и есть прибыль за отчетный период, по которому проводилась инвентаризация.
Разработайте собственный способ расчета чистой прибыли.
Поэтому если вы решили платить дивиденды, а данных бухучета нет, то безопасней расценивать это не как дивиденды, а как обычную выплату. И применять к ней соответствующий порядок налогообложения.
Желающие же рискнуть могут рассчитывать прибыль самостоятельно разработанным методом. Когда дело доходило до суда, некоторым организациям удавалось доказать, что они выплачивали именно дивиденды. Рассмотрим постановление ФАС Московского округа от 20.07.2009 № КА-А41/6492-09. Организация распределяла дивиденды между участниками ежемесячно. Бухгалтерский учет она не вела и чистую прибыль не определяла, а доход выплачивала на основании устава, в котором и был прописан порядок выплаты дивидендов. Судьи решили, что дивидендом признается любой доход, полученный участником при распределении прибыли, оставшейся после налогообложения. При этом доходы, которые не являются дивидендами, указаны в пункте 2 статьи 43 НК РФ. И этот перечень исчерпывающий. А поскольку выплата дивидендов не отразилась на размерах и сроках уплаты «упрощенного» налога, нет оснований считать дивиденды иным доходом. Факт, что чистая прибыль определялась не на основании бухучета, а дивиденды выплачивались ежемесячно, суд во внимание не принял. ВАС РФ поддержал изложенную позицию и отказал в передаче дела для пересмотра в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 18.12.2009 № ВАС-13819/09).
Оформите решение о выплате дивидендов

Решение о выплате дивидендов организация вправе принимать ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Но окончательно сделать расчет чистой прибыли, а следовательно и дивидендов можно только по завершении финансового года.
Годовые результаты деятельности компании утверждают на общем собрании участников (акционеров). На нем же рассматривают вопрос о выплате дивидендов по итогам года. В ООО годовое собрание проводят в период с 1 марта по 30 апреля, а в АО — в период с 1 марта по 30 июня.
Решение о выплате дивидендов в АО принимается большинством голосов. В ООО действует такой же порядок, если иной не предусмотрен уставом. По итогам общего собрания составляют протокол. В нем указывают присутствующих, повестку дня и принятые решения.
Итак, расчет дивидендов мы произвели, а теперь нужно произвести выплату.
Завтра я расскажу как оформить протокол общего собрания, удержать налоги и выплатить дивиденды. Не пропустите.
У меня ООО на упрощёнке (доходы минус расходы), и бухгалтерский учёт я, естественно, не веду. Про дивиденды пока не думаю, так как образовал фирму только в этом году.
Однако все везде повторяют про необходимость вести бухгалтерский учёт с 2013 года даже таким предприятиям, как у меня. Мне неясно, что означает фраза «начать вести бухгалтерский учёт» — создать план счетов? нанять главного бухгалтера? или просто сдавать в налоговую не только декларацию но и ещё что-то?
Можете объяснить?
Сдавать в налоговую больше, чем вы сдаете сейчас, конечно ничего не надо. Начать вести бухгалтерский учет — это вести учет доходов и расходов не только в Книге доходов и расходов, а вести учет в соответствии с Положениям о бух. учете и соответственно плану счетов.Советую начать его вести сразу, чтобы потом не пришлось восстанавливать.Как это претворить в жизнь практически — зависит от объема и ваших возможностей. Обычно в начале, когда ваши объемы еще невелики, нанимают приходящего бухгалтера. Некоторые ведут сами изучив бухгалтерию. Кстати, у меня скоро будет курс для предпринимателей «Я теперь бухгалтер», где я научу вас основам бух. учета.Рекомендую.))